Формирование характера Петра Гринева

Автор: , 19 Ноя 2014

Формирование характера Петра Гринева. Разбор I и II глав.

 

Цели

Определение жанровых особенностей произведения; выявление нравственных основ личности отца Петра Гринева, смысла его наставлений и их роли в судьбе героя; проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева.

Формирование навыка художественного пересказа эпизода, выразительного чтения, лексической работы, развитие коммуникативных способностей учащихся.

Развитие нравственно – эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слов честь, благословение.

 

 

Ход урока.

 

  1. Слово  учителя.

 

— В критической литературе неоднократно высказывались разные мнения о произведении Пушкина: одни видели в нем повествование о двух влюбленных, другие – лишь изображение Пугачева и пугачевского восстания, третьи – этапы духовного становления молодого человека, на жизненном пути которого постоянно возникает проблема выбора чести. Кто прав? Мы постараемся ответить на все эти проблемы – вопросы в ходе изучения произведения. Также до сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это – повесть? роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары? (Это повесть, т.к. в ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений  героев с изображением исторических событий).

 

  1. Беседа с учащимися.

 

—    На какие циклы можно разделить повесть?

(Три цикла глав: I— V рисуют формирование личности рассказчика до  «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; VI—XII — картины, в которых появляется. Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика; XII — XIV—роль развернутого эпилога.)

 

—   Что такое эпиграф? (изречение или цитата, предпосланное произведению или его части, главе и сосредоточивающее мысль на его идее)

-Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Докажем  правильность    (или ошибочность) этого мнения,  перечитав эпиграфы вместе с названием глав.

III. Анализ  эпиграфа к повести.

Пословица « Береги честь смолоду», вынесенная в эпиграф ко всему роману, говорит о чести во всей её многомерности, прежде всего о той, которая достается человеку от предыдущих поколений.

А.С. Пушкин был убежден, что высшие проявления чести можно понять только тогда когда проникнешься уважением к чести семейной. Семейная честь _ это общественная оценка семьи, это фамильная святыня. «По отцу и сыну честь». Место человека в обществе определялось не только личными заслугами, но и уважением к его предкам. Цель записок Петра Андреевича Гринева – дать своим потомкам представление о чести семьи, рассказать о трудностях, с которыми удалось сохранить честь в жестокие эпохи, и призыв беречь её в новом, 19 веке.

Представителям каждого поколения Гриневых приходилось защищать честь, потому что в семье существовала традиция противостоять власти порока.

Отец Петра Гринева восклицает: «От этого разве мне легче? Не казнь страшна; пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущёвым.

Андрею Гриневу тоже пришлось защищать честь семьи. Поэтому не было случайностью, что свои записки Петр Андреевич Гринев начал с описания судьбы отца: «Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер – майором в 17…году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина». Эти скупые сведения могут рассказать о том, как свято хранил честь фамилии Гринев – отец.

  1. Беседа.

   — Почему после отставки Андрей Петрович живет замкнуто, не покидая  деревни в далекой Симбирской губернии? (Это можно рассматривать как протест против бесчестия властей, когда у власти недостойные  люди. Он хотел быть от них как можно дальше, чтобы сохранить чистую совесть.)

  — Почему чтение Придворного календаря, в котором печатали списки лиц.   награжденных чинами и орденами «имело всегда сильное на него влияние, производило в нем всегда удивительное волнение желчи»? (Андрей Петрович ревниво относился к успехам бывших сослуживцев, по его мнению, нарушивших законы дворянской чести, но получивших милости от императрицы. Отставной премьер – майор был убежден, что чины и награды получены нечестно.)

 

— Вспомните: каково значение слова «недоросль»?  (Слово недоросль  раньше имело другое значение, чем теперь.  Так называли                       молодых  дворян XVIII века, не достигших совершеннолетия и не поступивших еще на государственную службу, но записанных в амию с рождения. Пока недоросль достигал совершеннолетия, он автоматически продвигался по службе и к семнадцати годам, не прилагая усилий, мог «дослужиться» до капитана).

— Прочитаем эпиграф к первой главе. Это диалог Верхолета и Честона – героев комедии «Хвастун» известного поэта 18 века Я.Б.Княжнина. Оба они дворяне, но для Честона – честь превыше всего, он продолжает традиции верного служения отечеству петровских вельмож, для Верхолета – предшественника Хлестакова – служба связана только с мечтами о выгоде и карьере. Продолжение цитаты звучит так: «И счастья легкого я сыну не желаю, Мне сносней, чтобы ты обижен в службе был. Как отнял у других чего не заслужил». Такое продолжение цитаты помогает понять мотивы поведения отца Петруши – сторонника дворянской оппозиции, вышедшего в отставку в небольшом чине, потому что его угнетала атмосфера угодничества и карьеризма, царившая при дворе Екатерины II.

 

— О чем идет речь в эпиграфе? Как связан он с названием, началом и концом главы? На какие события в жизни Петруши он обращает внимание? Зачем нужна вторая часть эпиграфа: «Да кто его отец?» ( «Сержант гвардии» при помощи лексического повтора «капитан гвардии» подчеркивает ироническое отношение Пушкина к розовым мечтаниям недоросля  Петруши о гвардейской службе. Фраза «Да кто его отец?» — перекликается с началом главы, которое как бы дает ответ на вопрос)

 

  1. IV. Анализ содержания I- II глав.

—    Кратко расскажите о жизни Гринева в родительском доме. В  каких условиях воспитывался Петруша?

—    Что хорошего и что дурного вынес Гринев из детских и отроческих лет?

—    Что пришлось испытать Петруше в это время?

—     Расскажите о его взаимоотношениях с Савельичем.

Вывод. Самые разные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В  отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие,  которое отмечало «людей старого века» и замашки крепостника.

Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки — вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что познание по окончании курса домашнего воспитания ограничивалось умением судить «о свойства борзого кобеля»,  кое-как читать по — французски и драться на шпагах, а в нравственных понятиях царила самая невероятная путаница. «Верхом благополучия человеческого» он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем — веселую жизнь  в  Петербурге.

—    А можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды  отца на военную службу и строгие представления о сыновьнем долге? Докажите с опорой на тест.

(Выросший на деревенском приволье, вдалеке от светского общества, Гринев научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные  замашки, но вместе с тем прямоту и честность.)

— Какие слова можно назвать девизом семьи Гриневых? («Береги платье снову, а честь смолоду». Так прожил свою жизнь отец Андрей Петрович, этого же он ждет от сына)

— Как вы считаете, когда начинается второй этап формирования Гринева?

(С момента отъезда из родного дома. Самостоятельная жизнь Гринева — это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение  его внутреннего мира. Первый удар иллюзиям наносит отец, так как  решает отправить сына в армию) – чтение эпизодов

— Две стороны характера молодого Гринева раскрываются в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой — «вожатым», так как мечта о веселой, беззаветной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Зато встреча с «вожатым» дает толчок проснуться в душе Гринева тому хорошему, светлому, что вынес герой из родительского дома.

—    Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому.

(«Он его пропьет, собака, в первом кабаке…», «Бога ты не боишься, разбойник!», «Ты видишь, что дитя не смыслить, а ты рад его обобрать…», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому»).

Итак, Савельич боится незнакомца, видит в нем вора, разбойника, пьяницу.

—    А как реагирует бродяга на «барский подарок»?

—    Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?

(Тут не в тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком нечто иное. Автор показывает два отношения к человеку: для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого — «брат». «Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек… В благородности Гринева не просто благородность. Тут больше, тут жалость, милосердие и уважение к человеку, к достоинству. )

 

  1. V. Домашнее задание: прочитать II-V главы, кратко рассказать о жизни Петруши до Пугачевского бунта, его взаимоотношениях с семьей Мироновых, Машей, Швабриным

About the author

Комментарии

Ваш отзыв

Обратите внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.