postheadericon Задание А3

ЗАДАНИЕ АЗ

Формулировка задания: укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  • полки для кухонь
  • красивее дочери
  • мощные компьютера
  • в тысяча девятисотом году

Правильный ответ: 3

Что требуется от учеников: найти ошибки в образовании и употреблении

  • падежных форм имен числительных;
  • числительных полтора, полтораста;
  • собирательных числительных;
  • числительных ОБА, ОБЕ
  • сравнительной и превосходной степени имен прилагательных;
  • именительного и родительного падежа множественного числа некоторых имен сущест­вительных;
  • форм повелительного наклонения некоторых глаголов.

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: типичные ошибки з образовании грамматических форм имен существительных, прилагательных, числительных и глаголов.

  1. Нормативное образование и употребление падежных форм имен числительных.

Склонение имен числительных, обозначающих целые числа.

  • Склонение имен числительных СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО.
И.п. СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (домов)
Р.п. СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домов)
Д.п. СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домам)
В.п. СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (домов)
Т.п. СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домами)
П.п. О СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домах)

 

Числительные СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО в винительном падеже имеют такие же окон­чания, что и в именительном падеже; в остальных падежах — окончание -А.

  • Склонение имен числительных ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВО­СЕМЬДЕСЯТ.

При склонении сложных числительных ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ изменяются обе части по образцу существительных третьего склонения, хотя сами числительные пишутся в одно слово:

И.п. ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (домов)
Р.п. ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домов)
Д.п. ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домам)

 

 

В.п. ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (домов)
Т.п. ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ, ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ, СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ, ВОСЕМЬЮ­ДЕСЯТЬЮ (домами)
П.п. О ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домах)

 

  • Склонение имен числительных ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА При склонении сложных числительных ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА изменяются обе части.
И.п. ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА (домов)
Р.п. ДВУХСОТ, ТРЕХСОТ, ЧЕТЫРЕХСОТ (домов)
Д.п. ДВУМСТАМ, ТРЕМСТАМ, ЧЕТЫРЕМСТАМ (домам)
В.п. ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА (домов)
Т.п. ДВУМЯСТАМИ, ТРЕМЯСТАМИ, ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ (домами)
П.п. ДВУХСТАХ, ТРЕХСТАХ, ЧЕТЫРЕХСТАХ (домах)

 

Примечание: в случае затруднения при склонении таких имен числительных вместо слова СОТ можно подставить слово НОТА: Р.п. — нет пяти нот — двухсот, трехсот, четырехсот; Д.п. — пяти нотам — двумстам, тремстам, четыремстам; Т.п. — пятью нотами — двумястами, тремястами, четырьмястами; П.п. — о пяти нотах — о двухстах, трехстах, четырехстах.

Обратите внимание на родительный падеж: в нем чаще всего допускают грамматические ошибки: ДВУХСОТ, ТРЕХСОТ, ЧЕТЫРЕХСОТ.

  • Склонение имен числительных ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ

При склонении сложных числительных ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬ­СОТ, ДЕВЯТЬСОТ склоняются обе части: первая изменяется как имена существительные третьего склонения, вторая — как слово НОТА):

И.п. ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ (домов)
Р.п. ПЯТИСОТ, ШЕСТИСОТ, СЕМИСОТ, ВОСЬМИСОТ, ДЕВЯТИСОТ (домов)
Д.п. ПЯТИСТАМ, ШЕСТИСТАМ, СЕМИСТАМ, ВОСЬМИСТАМ, ДЕВЯТИСТАМ (до­мам)
В.п. ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ (домов)
Т.п. ПЯТЬЮСТАМИ, ШЕСТЬЮСТАМИ, СЕМЬЮСТАМИ, ВОСЕМЬЮСТАМИ, ДЕВЯТЬЮСТАМИ (домами)
П.п. ПЯТИСТАХ, ШЕСТИСТАХ, СЕМИСТАХ, ВОСЬМИСТАХ, ДЕВЯТИСТАХ (домах)

 

Примечание: для удобства в случае затруднения при склонении таких числительных вме­сто слова СОТ можно подставить слово НОТА: И.п. пять нот — пятьсот; Р.п. — пяти нот — пяти­сот; Д.п. — пяти нотам — пятистам; Т.п. — пятью нотами — пятьюстами: П.п. — о пяти нотах — о пятистах.

Обратите внимание на родительный падеж: в нем чаще всего допускают грамматические ошибки: ПЯТИСОТ, ШЕСТИСОТ, СЕМИСОТ, ВОСЬМИСОТ. ДЕВЯТИСОТ (домов)

  • Склонение составных имен числительных

При склонении составных числительных изменяется каждое слово:

И.п. ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ (книги)
Р.п. (нет) ДВУХ ТЫСЯЧ ПЯТИСОТ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕХ (книг)
Д.п. ДВУМ ТЫСЯЧАМ ПЯТИСТАМ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕМ (книгам)
В.п. ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ (книги)
Т.п. ДВУМЯ ТЫСЯЧАМИ ПЯТЬЮСТАМИ СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ ТРЕМЯ (книгами)
П.п. О ДВУХ ТЫСЯЧАХ ПЯТИСТАХ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕХ (книгах)

 

6) Склонение имен числительных ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, ПОЛТОРАСТА

И.п. ПОЛТОРА (дня), ПОЛТОРЫ (недели), ПОЛТОРАСТА (рублей)
Р.п. ПОЛУТОРА (дней), ПОЛУТОРА (недель), ПОЛУТОРАСТА (рублей)
Д.п. ПОЛУТОРА (дням), ПОЛУТОРА (неделям), ПОЛУТОРАСТА (рублям)
В.п. ПОЛТОРА (дня), ПОЛТОРЫ (недели), ПОЛТОРАСТА (рублей)
Т.п. ПОЛУТОРА (днями), ПОЛУТОРА (неделями), ПОЛУТОРАСТА (рублями)
П.п. ПОЛУТОРА (днях), ПОЛУТОРА (неделях), ПОЛУТОРАСТА (рублях)

 

 

 

е

Числительные ПОЛТОРА (ПОЛУТОРЫ — ж.р.) и ПОЛТОРАСТА в именительном и вини­тельном падеже имеют форму ПОЛТОРА и ПОЛТОРАСТА, а в остальных падежах ПОЛУТО­РА, ПОЛУТОРЫ, ПОЛУТОРАСТА:

Падежи
И.п, В.п. ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, ПОЛТОРАСТА
Р., Д., Т., П. п. ПОЛУТОРА, ПОЛУТОРЫ, ПОЛУТОРАСТА

7) Склонение составных порядковых числительных

При склонении составных порядковых числительных (отвечают на вопрос КОТОРЫЙ?) изменяется только последнее слово:

 

 

 

И.п. ДВЕСТИ ЧЕТВЕРТЫИ кабинет
Р.п. (нет) ДВЕСТИ ЧЕТВЕРТОГО кабинета
Д.п. к  ДВЕСТИ ЧЕТВЕРТОМУ кабинету
В.п. ДВЕСТИ ЧЕТВЕРТЫИ кабинет
Т.п. ДВЕСТИ ЧЕТВЕРТЫМ кабинетом
П.п. О ДВЕСТИ ЧЕТВЕРТОМ кабинете

 

 

 

  1. Нормативное употребление собирательных числительных

Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т.д.) употребляются только в сле­дующих случаях:

  • С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев.
  • С существительными дети, люди: четверо людей, трое детей.

С существительными, обозначающими названия детёнышей животных: четверо котят, семеро козлят.

4)

5)

С существительными, имеющими форму только мн.ч.: семеро суток.

С существительными, обозначающими парные (или составные) предметы: двое саней.

 

  1. Нормативное употребление числительных ОБА. ОБЕ
  • Числительное обаупотребляется только с именами существительными мужского и среднего рода: оба брата.
  • Числительное обеупотребляется только с именами существительными женского рода: обе сестры.

Грамматическая ошибка допущена в следующем предложении:

По обоим сторонам дороги посажены красивые деревья.

(Грамматическая ошибка состоит в том, существительное женского рода (ДОРОГА) не может сочетаться с собирательными числительными ОБА, ОБОИМИ, так как эти собиратель­ные числительные могут употребляться только с существительными мужского рода.

Правильный вариант построения этого предложения:

По обеим сторонам дороги посажены красивые деревья.

  1. Нормативное употребление сравнительной и превосходной степени имен прилага­тельных

Нормативное образование степеней сравнения имен прилагательных

СРАВНИТЕЛЬНАЯ                                        ПРЕВОСХОДНАЯ

ПРОСТАЯ

ФОРМА

К основе исходного имени прилагательного прибавляются   сле­дующие суффиксы:

 

Примеры:

Красивый — красивЕЙШий Тонкий — тончАЙШий

ЕЕ, ЕЙ, Е, ШЕ                                  ЕЙШ, АЙШ

Примеры:

Красивый — красивЕЕ

Тяжелый — тяжелЕЙ

Громкий — громчЕ

Тонкий — тоньШЕ

СОСТАВНАЯ

ФОРМА

Состоит из двух слов:                      Состоит из двух слов:

БОЛЕЕ + начальная форма                    САМЫЙ + начальная форма прилагательного                                            прилагательного

 

 

 

Примеры:

Красивая — БОЛЕЕ красивая Тонкий — БОЛЕЕ тонкий

НАИБОЛЕЕ + начальная фор­ма прилагательного

Примеры:

Красивая — САМАЯ красивая Умный — НАИБОЛЕЕ умный

 

 

 

Примечание:

Следует избегать ошибок при образовании степеней сравнения имен прилагательных. Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.

Ошибочными являются следующие образования:

А) Она более умнее, чем он.

 

Ошибка состоит в том, что к уже образованной простой форме сравнительной степени (УМНЕЕ) присоединяется частица БОЛЕЕ, которая, как известно, используется при образова­нии составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «сравнения», пере­даваемое суффиксом ЕЕ. Употребление частицы БОЛЕЕ с такой формой прилагательного явля­ется избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм.

Правильные варианты построения этого предложения:

  • Она более умная, чем он (БОЛЕЕ + НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО).
  • Она умнее, чем он (основа исходного имени прилагательного + суффикс ЕЕ).

Б) Это самая высочайшая в городе башня.

Ошибка состоит в том, что к уже образованной простой форме превосходной степени (ВЫСОЧАЙШАЯ) присоединяется частица САМАЯ, которая, как известно, используется при образовании составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «сравне­ния», передаваемое суффиксом АЙШ. Употребление частицы САМАЯ с такой формой прила­гательного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм.

Правильные варианты построения этого предложения:

  1. Это самая высокая башня в мире (САМАЯ + НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО).
  • Это высочайшая башня в мире (основа исходного имени прилагательного + суффикс АЙШ).
  1. Нормативное употребление глагольных форм
  2. Некоторые глаголы в русском языке не имеют формы 1 лица единственного числа, так. как они затруднительны для произношения, то есть из-за их неблагозвучности: ПОБЕ­ДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ, РАЗУБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЗА­ТМИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ и др.

В тех случаях, когда все-таки оказывается необходимым употребить форму 1 лица един­ственного числа этих глаголов, прибегают к описательному способу выражения — образуют словосочетание, в котором глагол стоит в неопределенной форме, а личную форму образует другой, вспомогательный глагол: ХОЧУ (СМОГУ, НАДЕЮСЬ) УБЕДИТЬ, ПОПЫТАЮСЬ ОЩУТИТЬ, ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ, МОГУ ОЧУТИТЬСЯ.

 

 

 

  1. Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда
глаголов:

 

Начальная форма Форма повелительного Форма повелительного
глагола наклонения наклонения
(единственное число) (множественное число)
ЛЕЧЬ ТЫ ЛЯГ ВЫ ЛЯГТЕ
(неправильно ЛЯЖЬ) (неправильно ЛЯЖЬ ТЕ)
ЕХАТЬ ТЫ ПОЕЗЖАЙ ВЫ ПОЕЗЖАЙТЕ
(неправильно ЕДЬ, ЕХАИ, (неправильно ЕДЬТЕ,
ЕЗЖАЙ) ЕХАИТЕ, ЕЗЖАЙТЕ)
ЕЗДИТЬ ТЫ ЕЗДИ ВЫ ЕЗДИТЕ
(неправильно ЕЗДИИ, (неправильно ЕЗДИИТЕ,
ЕЗДЬ) ЕЗДЬТЕ)

 

 

ПОЛОЖИТЬ ТЫ ПОЛОЖИ (неправильно ПОЛОЖЬ) ВЫ ПОЛОЖИТЕ «неправильно ПОЛОЖЬТЕ)
КЛАСТЬ ТЫ КЛАДИ (неправильно ЛОЖИ) ВЫ КЛАДИТЕ (неправильно ЛОЖЬТЕ)
БЕЖАТЬ ТЫ БЕГИ

(неправильно БЕЖИ)

ВЫ БЕГИТЕ (неправильно БЕЖИТЕ)
ЛАЗАТЬ ТЫ ЛАЗАЙ (неправильно ЛАЗЬ) ВЫ ЛАЗАЙТЕ  (неправильно ЛАЗЬТЕ)

 

  1. Нормативным является следующее образование форм глаголов настоящего, будущего времени:

ЕЗДИТЬ — Я ЕЗЖУ, ОН ЕЗДИТ (неправильно Я ЕЗДИЮ, ОН ЕЗДИЕТ)

ЛАЗИТЬ — Я ЛАЖУ, ОН ЛАЗИТ (неправильно Я ЛАЗИЮ, ОН ЛАЗИЕТ)

ЖЕЧЬ (ЗАЖЕЧЬ, ПОДЖЕЧЬ, РАЗЖЕЧЬ) — Я ЖГУ, ТЫ ЖЖЕШЬ, ОН ЖЖЕТ, МЫ

Жжем, вы жжете, они жгут.

ПЕЧЬ (ИСПЕЧЬ, ЗАПЕЧЬ) — Я ПЕКУ, ТЫ ПЕЧЕШЬ, ОН ПЕЧЕТ, МЫ ПЕЧЕМ, ВЫ ПЕЧЕТЕ, ОНИ ПЕКУТ

БЕРЕЧЬ (СБЕРЕЧЬ) — Я БЕРЕГУ, ТЫ БЕРЕЖЕШЬ, ОН БЕРЕЖЕТ, МЫ БЕРЕ­ЖЕМ, ВЫ БЕРЕЖЕТЕ, ОНИ БЕРЕГУТ.

СТЕРЕЧЬ — Я СТЕРЕГУ, ТЫ СТЕРЕЖЕШЬ, ОН СТЕРЕЖЕТ, МЫ СТЕРЕЖЕМ, ВЫ СТЕРЕЖЕТЕ, ОНИ СТЕРЕГУТ.

  1. Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ:

СЛОВО «ОДЕТЬ» имеет значение «покрыть чье-либо тело одеждой». ОДЕТЬ можно КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, ОДЕТЬ РЕБЕНКА, ОДЕТЬ КУКЛУ.

СЛОВО «НАДЕТЬ» имеет значение «покрыть одеждой себя». НАДЕТЬ можно ЧТО- НИБУДЬ НА СЕБЯ: например, НАДЕТЬ ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, ШАПКУ. НАДЕТЬ можно ЧТО- НИБУДЬ на ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА (НАДЕТЬ НА КОГО? ЧТО? — НАДЕТЬ НА РЕБЕНКА ПАЛЬТО)

Следующее стихотворное правило помогает запомнить верное употребление в речи вы­шеозначенных глаголов:

Нельзя надеть Надежду,

Нельзя одеть одежду.

Надеть одежду можно.

Одеть Надежду можно.

  1. Нормативное употребление глаголов КУШАТЬ и ЕСТЬ:

Глагол «КУШАТЬ» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гос­тей к еде (КУШАТЬ ПОДАНО) или при обращении к ребенку (ВОВОЧКА, КУШАТЬ БУ­ДЕШЬ?). В остальных случаях употребляется глагол «ЕСТЬ». Поэтому не рекомендуется го­ворить о себе «Я КУШАЮ», правильно будет сказать: «Я ЕМ». Лучше так не говорить: «Вы уже кушали сегодня?». Нормативное употребление: «ВЫ уже ели сегодня?»

  1. НЕ следует использовать в речи следующую конструкцию: «ЯИЗВИНЯЮСЬ» (это можно понять так: «я извиняю себя»; именно такое значение придает возвратному глаголу суф­фикс «СЯ»). В этом случае правильно было бы сказать: «ИЗВИНИТЕ (ПРОСТИТЕ) МЕ­НЯ».
  2. Нормативное употребление глаголов ЗАКОНЧИТЬ — ОКОНЧИТЬ:

 

ЗАПОМНИ: ЗАКОНЧИТЬ РАБОТУ, ДЕЛО; но ОКОНЧИТЬ ШКОЛУ, УНИВЕРСИ-

НЕ следует употреблять выражение «закончить школу».

  1. Нормативное употребление глаголов ОПЛАТИТЬ — ЗАПЛАТИТЬ:

Глагол «ОПЛАТИТЬ» употребляется без предлога.

ЗАПОМНИ: ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД, ОПЛАТИТЬ МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН, но ЗАПЛАТИТЬ  ЗА ПРОЕЗД.

 

  1. Нормативное употребление глаголов САДИТЕСЬ — ПРИСЯДЬТЕ:

НЕ следует говорить, приглашая собеседника сесть: «ПРИСЯДЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА» (вследст вие многозначности глагола «ПРИСЕСТЬ» эту фразу можно понять двусмысленно: вы рекомендуете собеседнику не сесть на стул, на диван, а «принять позу с согнутыми коленями», то есть «присесть на корточки»).

Нормативным является следующее употребление: «САДИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА».

  1. Слова «ЛОЖИТЬ» в русском ЛИТЕРАТУРНОМ НОРМИРОВАННОМ языке нет, по­этому нельзя так говорить: «НЕ ЛОЖИ ШАПКУ НА СТОЛ». Глаголы «ПОЛОЖИТЬ», «СЛОЖИТЬ». «ОТЛОЖИТЬ» без приставок не употребляются. ПРАВИЛЬНО следует говорить: «НЕ

КЛАДИ ШАПКУ НА СТОЛ».

  1. Нормативное употребление глаголов «ВЫХОДИТЬ/ВЫЙТИ» и «СХОДИТЬ/СОЙТИ»:

Глагол с приставкой С (СО) + предлог С имеет значение «идти по поверхности сверху

вниз» (например, сходить с горы). Поэтому НЕЛЬЗЯ сказать: СОЙТИ С АВТОБУСА; это значило бы, что вы идете с крыши автобуса по его поверхности.

Глагол с приставкой ВЫ + предлог ИЗ имеет значение «выйти из помещения», то есть изнутри  наружу. Поэтому нормативным употреблением признано: ВЫЙТИ ИЗ АВТОБУСА.

  1. Нормативное употребление глаголов ПРЕДСТАВИТЬ — ПРЕДОСТАВИТЬ:

Глагол ПРЕДСТАВИТЬ имеет значение «1) познакомить кого-то с кем-нибудь; 2)

предъявить (документы, доказательства)».

Глагол ПРЕДОСТАВИТЬ имеет значение: «отдать в распоряжение, пользование кому- либо; дать слово».

  1. Запомни нормативное употребление следующих глаголов:

ПОСТРИЧЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД)

ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД)

НАСМЕХАТЬСЯ (= поднять НА СМЕХ)

ПОДЧЕРКНУТЬ, но ПОЧЕРК

  1. Нормативным является следующее образование форм прошедшего времени глаголов:
Начальная форма глагола Форма прошедшего времени этого глагола
СОХНУТЬ он СОХ (неправильно СОХНУ Л)
ПРОМОКНУТЬ он ПРОМОК (неправильно ПРОМОКНУЛ)
ЗАМЕРЗНУТЬ он ЗАМЕРЗ (неправильно ЗАМЕРЗНУЛ)
ОКРЕПНУТЬ он ОКРЕП (неправильно ОКРЕПНУЛ)

 

  1. Нормативное образование именительного и родительного падежа множественного числа некоторых имен существительных

Образование падежных форм имен существительных вызывает наибольшее  затруднение у сдающих ЕГЭ. Это связано с тем, что нет каких-либо опрелелённых правил для запоминания написания окончаний имен существительных в И.п. и Р.л, множественного числа.

Нормативное образование форм родительного падежа множественного числа имен существительных

  1. Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:
Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
АБРИКОСЫ АБРИКОСОВ
АНАНАСЫ АНАНАСОВ
АПЕЛЬСИНЫ АПЕЛЬСИНОВ
БАКЛАЖАНЫ БАКЛАЖАНОВ
БАНАНЫ БАНАНОВ
ГРАНАТЫ ГРАНАТОВ
ЛИМОНЫ ЛИМОНОВ
МАНДАРИНЫ МАНДАРИНОВ
ПОМИДОРЫ ПОМИДОРОВ
ТОМАТЫ ТОМАТОВ

 

НО:

Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
ДЫНИ ДЫНЬ
СЛИВЫ СЛИВ
ЯБЛОКИ ЯБЛОК

 

  1. Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
БАХИЛЫ (обувь) БАХИЛ
БОТИНКИ БОТИНОК
БУТСЫ БУТС
БРЮКИ БРЮК
ГЕТРЫ ГЕТР
ВАЛЕНКИ ВАЛЕНОК
КАСТАНЬЕТЫ КАСТАНЬЕТ
ПАНТАЛОНЫ ПАНТАЛОН
ПОГОНЫ ПОГОН
САПОГИ САПОГ

 

 

ТУФЛИ
ШАРОВАРЫ
НО:
ШАРОВАР

ШОРТ

ЭПОЛЕТ

ТУФЕЛЬ
ЧУЛОК
ЭПОЛЕТЫ
ШОРТЫ
ЧУЛКИ

 

 

 

 

 

 

Именительный падеж множественного числа
Родительный падеж множественного числа

 

 

ГОЛЬФЫ
джинсы

КЕДЫ

клипсы

ЛАМПАСЫ

НОСКИ

РЕЛЬСЫ

РЕЛЬСОВ
Примечание: запомнить правильное образование формы родительного падежа множест­венного числа имен существительных НОСКИ и ЧУЛКИ позволяет мнемоприем — прием об- I . чсииого запоминания:

  • НОСКИ короткие, а в родительном падеже множественного числа слово длинное НОСКОВ;
  • ЧУЛКИ длинные, а в родительном падеже множественного числа слово короткое ЧУЛОК.
ГОЛЬФОВ
джинсов
НОСКОВ
  1. Имена существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
КЕДОВ
клипсов
ЛАМПАСОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительный падеж множественного числа
Именительный падеж множественного числа

 

 

АРМЯН
БОЛГАР
ГРУЗИНЫ
ОСЕТИНЫ
ТАТАРЫ
ТАТАР

ТУРКМЕН

ОСЕТИН
ГРУЗИН
БАШКИРЫ
АРМЯНЕ
БУРЯТ
ЛЕЗГИН
РУМЫН
ТУРКМЕНЫ
 А1ЫНЫ
ЛЕЗГИНЫ
БУРЯТЫ
БАШКИР

 

БОЛГАРЫ

 

 

 

 

 

 

 

ТУРОК

ЦЫГАН

ТУРКИ

ЦЫГАНЕ

 

 

НО:

Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
МОНГОЛЫ МОНГОЛОВ
ТАДЖИКИ ТАДЖИКОВ
ХОРВАТЫ ХОРВАТОВ
ЯКУТЫ ЯКУТОВ

 

  1. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в Именительном падеже единственного числа на -ЦЕ, в родительном падеже множественного числа, как правило, окан­чиваются на -ЕЦ:
Именительный падеж е динственного числа Родительный падеж множественного числа
БЛЮДЦЕ БЛЮДЕЦ
ЗЕРКАЛЬЦЕ ЗЕРКАЛЕЦ
КОПЫТЦЕ КОПЫТЕЦ
ОДЕЯЛЬЦЕ ОДЕЯЛЕЦ
ПОЛОТЕНЦЕ ПОЛОТЕНЕЦ
СЕРДЦЕ СЕРДЕЦ
ЩУПАЛЬЦЕ ЩУПАЛЕЦ

 

НО:

Именительный падеж единственного числа Родительный падеж множественного числа
БОЛОТЦЕ БОЛОТЦЕВ
ДЕРЕВЦЕ ДЕРЕВЦЕВ
ОКОНЦЕ ОКОНЦЕВ
СОЛНЦЕ СОЛНЦ

 

  1. Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельно-sсти, чаще всего имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
ГРЕНАДЕРЫ ГРЕНАДЕР
ГУСАРЫ ГУСАР
ДРАГУНЫ ДРАГУН
КАДЕТЫ (воспитанники военного заведе­ния) КАДЕТ
ПАРТИЗАНЫ ПАРТИЗАН
СОЛДАТЫ СОЛДАТ
УЛАНЫ УЛАН

 

НО:

Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
: \ПЕРЫ САПЕРОВ
6 Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже един к о числа на -ЬЕ без ударения, и женского рода на -ЬЯ без ударения имеют в роди шь -: v падеже множественного числа окончание -ИЙ:
Именительный падеж единственного числа Родительный падеж множественного числа
ГНЕЗДОВьeeе ГНЕЗДОВИИ
ЗАПЯСТЬе ЗАПЯСТИИ
КУШАНЬЕ КУШАНИИ
НАДГРОБЬеЕ   НАДГРОБИЙ
ОЖИРЕЛЬЕ ЛЬЕ ОЖЕРЕЛИИ
отродье ОТРОДИИ
ПЕЧЕНЬЕ ПЕЧЕНИИ
ПЛЯСУНЬЯ ПЛЯСУНИИ
ПОБЕРЕЖЬЕ ПОБЕРЕЖИИ
поверье ПОВЕРИИ
подземелье ПОДЗЕМЕЛИИ
оладья ОЛАДИИ
сиденье СИДЕНИИ
С ОЛЕНЬЕ СОЛЕНИИ
УВЕЧЬЕ УВЕЧИИ
УЩЕЛЬЕ УЩЕЛ ИИ
НО:
Именительный падеж единственного числа Родительный падеж множественного числа
ВЕРХОВЬЕ ВЕРХОВЬЕВ
КОРЕНЬЯ КОРЕНЬЕВ
ЛОХМОТЬЯ ЛОХМОТЬЕВ
НИЗОВЬЕ НИЗОВЬЕВ
ПЛАТЬЕ ПЛАТЬЕВ
ПОДМАСТЕРЬЕ ПОДМАСТЕРЬЕВ
УСТЬЕ УСТЬЕВ
ХЛОПЬЯ ХЛОПЬЕВ
  1. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже един е тиного числа на -ЬЕ под ударением, а также женского и общего рода на -ЬЯ под ударени ■ з родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:
Именительный падеж единственного числа Родительный падеж множественного числа
РУЖЬЁ РУЖЕЙ
ЛАДЬЯ ЛАДЕИ

 

 

1
НО:
Именительный падеж единственного числа Родительный падеж множественного числа
КОПЬЕ КОПИИ
  1. Следующие имена существительные в родительном падеже множестзеш шеют окончание -ЕЙ:
Именительный падеж Родительный пале — множественного числа.
БУДНИ БУДНЕЙ
БРЕДНИ БРЕДНЕЙ Щ
ГАНТЕЛИ ГАНТЕЛЕЙ
ДРОВНИ дровней
ДЯДИ дядей
ЗЛЫДНИ злыдней
КЕГЛЯ кеглей
КОЗНИ козней
ПРОСТЫНИ ПРОСТЫНЕЙ
РАСПРИ РАСПРЕЙ
СКАТЕРТЬ СКАТЕРТЕЙ
ТЕТИ ТЕТЕЙ
ЧУКЧИ ЧУКЧЕЙ
ЯСЛИ яслей

 

  1. Следующие имена существительные в родительном падеже мн — .. ^ имеют нулевое окончание:
Именительный падеж Родительный падеж множественного числа
АМПЕР АМПЕР
АРШИН АРШИН
БАСНЯ БАСЕН
БАШНЯ БАШЕН
БРЫЗГИ БРЫЗГ
ВАТТ ВАТТ
ВОЛЬТ ВОЛЬТ
ДЕЛО МНОГО ДЕЛ
ВАФЛЯ ВАФЕЛЬ
ЖАБРЫ ЖАБР
КОПНА КОПЕН или КОПН
КУХНЯ КУХОНЬ
МАКАРОНЫ МАКАРОН
МАНЖЕТА МАНЖЕТ
НЯНЯ НЯНЬ
ПЕТЛЯ ПЕТЕЛЬ
СЕРЬГА СЕРЕГ

 

 

СПЛЕТНЯ СПЛЕТЕН
ТУФЛИ ТУФЕЛЬ
ЦАПЛЯ ЦАПЕЛЬ
ЛПРОТЫ ШПРОТ
ЯБЛОНЯ ЯБЛОНЬ
  1. Следующие имена существительные числа окончание -ОВ:
имеют в родительном падеже множественного
Именительный падеж Родительный падеж множественного числа
БРОНХИ БРОНХОВ
ГРАММЫ ГРАММОВ
ГЕКТАРЫ ГЕКТАРОВ
ГЕОРГИНЫ ГЕОРГИНОВ
ДЕБАТЫ ДЕБАТОВ
АРАТЫ КАРАТОВ
КИЛОГРАММЫ КИЛОГРАММОВ
НЕРВЫ НЕРВОВ

 

Нормативное образование форм именительного падежа множественного числа имен  существительных

  1. Список слов с нормативным окончанием -Ы (-И):
Именительный падеж единственного числа Именительный падеж множественного числа
БУХГАЛТЕР БУХГАЛТЕРЫ
ВЕЕР ВЕЕРЫ
ВЕКТОР ВЕКТОРЫ
ВЕТЕР ВЕТРЫ
ВОЗРАСТ ВОЗРАСТЫ
ВЫГОВОР ВЫГОВОРЫ
ГРИФЕЛЬ ГРИФЕЛИ
ДЖЕМПЕР ДЖЕМПЕРЫ
ДОГОВОР ДОГОВОРЫ
ДРАЙВЕР ДРАЙВЕРЫ
ИНЖЕНЕР ИНЖЕНЕРЫ
 ИНСТРУКТОР ИНСТРУКТОРЫ
ШСПЕКТОР ИНСПЕКТОРЫ
КОНСТРУКТОР КОНСТРУКТОРЫ
КОНТЕЙНЕР КОНТЕЙНЕРЫ
ЛЕКАРЬ ЛЕКАРИ
МЕСЯЦ МЕСЯЦЫ
ПЛЕЕР ПЛЕЕРЫ
ПОЛИС ПОЛИСЫ
ПОЧЕРК ПОЧЕРКИ
ПРОЖЕКТОР ПРОЖЕКТОРЫ

 

 

ПУДЕЛЬ ПУДЕЛИ
РЕДАКТОР РЕДАКТОРЫ
РЕКТОР РЕКТОРЫ
СВИТЕР СВИТЕРЫ
СКЛАД СКЛАДЫ
СЛЕСАРЬ СЛЕСАРИ
СЛОГ СЛОГИ
СНАЙПЕР СНАЙПЕРЫ
ТАБЕЛЬ ТАБЕЛИ
ТОРТ ТОРТЫ
ТРАКТОР ТРАКТОРЫ
ТРЕНЕР

1′

  ТРЕНЕРЫ
ФЛИГЕЛЬ ФЛИГЕЛИ
ШОФЕР ШОФЕРЫ
  1. Список слов с нормативным окончанием -А (-Я):
Именительный падеж Именительный падеж
единственного числа множественного числа
ВЕКСЕЛЬ ВЕКСЕЛЯ
ВОРОХ ВОРОХА
ДИРЕКТОР ДИРЕКТОРА
ДОКТОР ДОКТОРА
КАТЕР КАТЕРА
КИТЕЛЬ КИТЕЛЯ
КОЛОКОЛ КОЛОКОЛА
КУЗОВ КУЗОВА
КУПОЛ КУПОЛА
КУЧЕР КУЧЕРА
ОКОРОК ОКОРОКА
ОКРУГ ОКРУГА
ОРДЕР (письменное распоряжение) ОРДЕРА
ПАСПОРТ ПАСПОРТА
ПОВАР ПОВАРА
ПОГРЕБ ПОГРЕБА
ПРОФЕССОР ПРОФЕССОРА
СОРТ СОРТА
СТОРОЖ СТОРОЖА
ТЕНОР ТЕНОРА
ТЕРЕМ ТЕРЕМА
ТОПОЛЬ ТОПОЛЯ
ФЕЛЬДШЕР ФЕЛЬДШЕРА
ФЛЮГЕР ФЛЮГЕРА
ХУТОР ХУТОРА
ШТАБЕЛЬ ШТАБЕЛЯ
ШТЕМПЕЛЬ ШТЕМПЕЛЯ
ЯКОРЬ ЯКОРЯ

 

Следует запомнить следующие формы:

  • КОРПУСЫ (часов) — КОРПУСА (здания)
  • ЛАГЕРИ (политические группировки) — ЛАГЕРЯ (туристические)
  • МУЖИ (государственные) — МУЖЬЯ (в семьях)
  • ЗУБЫ (у человека, животных) — ЗУБЬЯ (у пилы)
  • ПРОПУСКИ (недосмотры) — ПРОПУСКА (документы)
  • ОРДЕНЫ (рыцарские, монашеские) — ОРДЕНА (награды)
  • ОБРАЗЫ (художественные) — ОБРАЗА(иконы)
  • ДНО-ДОНЬЯ
  • КУРИЦА-КУРЫ
  • ЧЕЛОВЕК — ЛЮДИ
  • РЕБЕНОК — ДЕТИ
  • ПОЛЕНО — ПОЛЕНЬЯ
  • СУДНО — СУДА

Алгоритм выполнения задания АЗ:

  1. Определите, к какой части речи относится данное слово.
  2. Если это имя числительное, помните о том, что
  • у сложных количественных имен числительных склоняются обе части:
  • при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово:
  • числительное оба употребляется с именами существительными мужского и средне­го рода, а обе — женского рода;
  • собирательные числительные двое, трое, четверо употребляются с именами сущест­вительными, обозначающими лиц мужского пола, названия детёнышей животных, парные предметы или имеющими форму только множественного числа.
  1. Если это имя прилагательное, проследите, правильно ли образованы формы степеней

 

 

 

сравнения:

  • нельзя смешивать простую и составную форму степеней сравнения.
  1. Если это глагол, обратите внимание на правильность образования
  • форм повелительного наклонения;
  • форм прошедшего времени, употребляемых без суффикса -НУ-.
  1. Если это имя существительное, убедитесь в правильности образования
  • форм именительного падежа множественного числа;
  • форм родительного падежа множественного числа.
  1. Проверив правильность соблюдения морфологических норм при образовании имен длительных, прилагательных, существительных и глаголов, выберите правильный ответ.

Оставить комментарий