postheadericon Задание А 5

ЗАДАНИЕ А5

Формулировка задания: укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушени­ем синтаксических норм).

  • Навстречу колонне машин, везущих продовольствие, выехал полицейский патруль.
  • Все тридцать учеников, посещавших курсы, сдали экзамен на пять».
  • Сразу же по приезду в столицу известный спортсмен встретился с журналистами.
  • Окончив училище, я получил звание лейтенанта.

Правильный ответ: 3 (ошибка «по приездУ»; следует правильно говорить «по приездЕ»),

Умение находить и исправлять грамматические ошибки при построении предложений по­зволяет учащимся не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не до­пускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Что требуется от учеников: найти ошибки в построении предложений

  • с однородными членами;
  • с причастными оборотами;
  • с именами собственными, заключенными в кавычки и являющимися названием газеты, журнала, книги, картины, фильма;
  • с производными предлогами «благодаря», «согласно», «вопреки» и непроизводным предлогом «по», употребленным в оборотах речи «по окончании», «по приезде», «по завер­шении», «по прибытии»;
  • с двойными союзами «не только…, но и…», «как…, так и…»;
  • с использованием цитат;
  • начинающихся со слов: «все, кто…», «те, кто…», «никто из тех, кто…».

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: типичные грам­матические ошибки.

Довольно часто на ЕГЭ по русскому языку встречаются примеры, в которых допущены следующие грамматические ошибки:

1) Неправильное построение предложений с однородными членами:

А) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И причастный оборот и придаточное определительное, начинающееся со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КО­ТОРЫЕ:

Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Не могут выступать в качестве однородных причастный оборот и придаточное предложе­ние. Союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два причастных оборота, либо два придаточных определительных. Следовательно, правильными будут сле­дующие варианты построения этого предложения: 1) Девушка, сидевшая у окна и хорошо пев­шая, запомнилась всем. 2) Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Помните: только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И.

Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения, как:

Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает о войне, мне понравился.

Людям, увлекающимся туризмом и которые пожелают увидеть эту удивительную землю своими глазами, автор предлагает множество интересных туристских маршрутов.

Б) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И дополнение, выраженное именем существительным, и придаточное предложение:

Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.

Не могут выступать в качестве однородных дополнение, выраженное именем существи­тельным, и придаточное предложение. Союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два дополнения, выраженных именами существительными, либо два прида- точных предложения. Следовательно, правильными будут следующие варианты построения -того предложения: 1) Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержек зарплате. 2) Экономисты говорят о том, что не предвидится снижение инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.

Обратите внимание: только однотипные синтаксические конструкции могут быть одно- родными и сочетаться с союзом И.

Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения, как:

В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю.

Книга рассказывает, как правильно содержать аквариумных рыбок и об устройстве их

дома.

В) Нельзя в одном предложении сочетать как однородные члены имя существительное и инфинитив:

Я люблю музыку и кататься на коньках.

Помните: только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И. Следовательно, правильным будет следующий вариант построения этого предложения: Я люблю слушать музыку и кататься на коньках,

Г) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И сказуемые, если идущее ж ними имя существительное грамматически связано только с одним из них (недопустимо, : бы от глаголов-сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы):

Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и рассуждает (О ЧЕМ?) о природе света.

В этом предложении сказуемые имеют одно и то же зависимое слово «о природе», однако от первого сказуемого к нему задается вопрос ЧТО?, а от второго — О ЧЕМ?. Такое построение предложения недопустимо, поскольку общее, зависимое от однородных членов предло­жения слово должно отвечать на один и тот же вопрос. Следовательно, правильными будут еее дующие варианты построения этого предложения: Автор в этой статье исследует (ЧТО?) а изучает (ЧТО?) природу света. Автор в этой статье исследует (ЧТО?) природу света и рас суждает (О ЧЕМ?) о ней.

В предложениях, в которых сказуемые имеют при себе одно и то же зависимое слово и соединяются союзом И, от каждого из сказуемых должен задаваться один и тот же вопрос к об- щему зависимому слову.

Неправильными с грамматической точки зрения будут следующие предложения, так как в них общее зависимое слово, которое по смыслу и по форме должно быть согласовано с каждым из однородных сказуемых, фактически связывается только с ближайшим из них:

Слушатели передами ожидали (ЧЕГО?) и надеялись (НА ЧТО?) на встречу с известным телеведущим.

Каждый день я поливал (ЧТО?) и любовался (ЧЕМ?) любимым цветком.

Д) Недопустимо, чтобы части двойных союзов не только…, но и…; как …, так и… связывали разные понятия (части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части .речи и отвечающие на один и тот же вопрос):

На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спек-

такли.

 

Двойной союз «не только…, но и …» должен соединять однородные члены предложения. В данном случае этого не происходит: части двойного союза соединяют имя существительное «кинофильмы» и краткое страдательное причастие «поставлено», которые не являются одно­родными членами из-за того, что принадлежат к разным частям речи и отвечают на разные во­просы. Следовательно, такое построение предложения недопустимо. Правильнее было бы ска­зать так:

На тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спек­такли.

Неправильным с точки зрения грамматики будет построение предложения с двойным союзом «как…, так и…»:

Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Части двойного союза соединяют краткое имя прилагательное «интересен» и имя сущест­вительное «образ», которые не являются однородными членами из-за того, что принадлежат к разным частям речи и отвечают на разные вопросы. Следовательно, такое построение предло­жения недопустимо. Правильнее было бы сказать так:

Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Е) Однородные члены, следующие за обобщающим словом, должны стоять в том же па­деже, что и обобщающее слово:

Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами: справедливость, благород­ство, простота.

В данном предложении обобщающее слово «душевными качествами» стоит в форме Т.п., а все однородные члены: «справедливость, благородство, простота» — в форме Им.п. Следо­вательно, данное предложение построено неверно. Правильным будет следующий вариант по­строения этого предложения: Автор наделяет Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качест­вами: (ЧЕМИМЕННО?) справедливостью, благородством, простотой.

Ё) Нельзя при перечислении однородных членов опускать разные предлоги:

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в», так как это слово не употреб­ляется с предлогом «на». Правильный вариант: Толпы людей были повсюду: на улицах, площа­дях, в скверах.

При перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги; разные предлоги опускать нельзя.

Неправильным с грамматической точки зрения будет и такое предложение, как:

Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Финляндии и Кипре.

  1. Неправильное употребление причастных оборотов:

А) Нельзя помещать определяемое слово внутрь причастного оборота (причастный оборот должен полностью стоять до или после определяемого слова и не должен разрываться им на части):

Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться

Определяемое слово «делегаты» разрывает причастный обоггт. что неправильно с точки зрения грамматики. Правильный вариант построения этого предложена таков: Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться.

Определяемое слово не должно разрывать причастный :г::: т : н: v эжет стоять только перед ним или после.

Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения, как:

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

 

Б) Нельзя, чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде, числе I падеже:

Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

В этом предложении причастный оборот относится к сочетанию слов «одно из чудес» и :: должен согласоваться с главным словом в этом словосочетании («одно») в роде, числе и падеже. Следовательно, причастный оборот должен выглядеть так: «одно из чудес света» (какое?) «привлекающее туристов со всего света». Правильный вариант построения этого предложения: Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Не забывайте: причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе и падеже, что проверяется по вопросу, который задается от определяемого слова к причастию.

Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения, как:

Некоторыми из путешественников, бывавшим в притоках реки Амазонки, было описано  растение с огромными плавающими листьями.

В) Нельзя употреблять в предложении причастный оборот после имени существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота:

Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев.

В этом предложении причастный оборот идет после имени существительного «юг», которое не является для него определительным. Причастный оборот характеризует слово «лес» и должен быть употреблен после него. Следовательно, правильным будет следующий вариант построения этого предложения: Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с се­вера на юг.

  1. Неправильное употребление в предложении имен собственных, заключенных в кавычках и представляющих собой название литературных произведений, газет, журналов, кинофильмов, телепередач и т.д.:

А) Нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, названия литературных произведений, газет, книг, журналов, кинофильмов, телепередач, если перед ними стоит родовое понятие — нарицательное существительное «роман», «повесть», «стихотворение», «ода», «картина»», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т.д.:

  • Неправильный вариант: В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на это произведение.

Правильный вариант построения этого предложения: В журнале «Новый мир» напечатана рецензия на это произведение.

  • Неправильный вариант: В оде А. С. Пушкина «Вольности» поднимается тема свободы.

Правильный вариант построения этого предложения: В оде А.С. Пушкина «Вольность» поднимается тема свободы.

  • Неправильный вариант: Многие читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге «Белому Биму Черное Ухо».

Правильный вариант построения этого предложения: Многие читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге «Белый Бим Черное Ухо».)

Запомните: 1) название произведения, заключенное в кавычки и данное после родового слова («роман», «повесть», «стихотворение» «ода», «картина»», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т.д.), должно стоять в форме именительного падежа: В оде А.С. Пушкина «Вольность» поднимается тема свободы.

2) название, заключенное в кавычки и данное БЕЗ родового слова («роман», «повесть», «стихотворение» «ода», «картина»», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т.д.), изменяется по падежам: В «Войне и мире» действуют свыше пятисот персонажей. Автор «Слова о полку Игореве» является подлинным знатоком русской природы.

Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения, как:

Журнал «Природу» мы выписываем несколько лет.

В торговом комплексе «Юбилейном» будет открыта секция электротоваров.

  1. Неправильное построение предложений с производными предлогами «благодаря», «со­гласно», «вопреки» и непроизводным предлогом «по», употребленным в оборотах речи «по прибытии», «по приезде», «по завершении», «по окончании»:

А) После предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки», «подобно» имена существи­тельные употребляются только в форме дательного падежа (ЧЕМУ?) и ни в какой другой:

Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеуст­ремленности и глубоких знаний человека.

Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знамена­тельным событием.

Работу на проливе решено было вести, вопреки установившихся правил, не летом, а зи­мой.

После предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки» имена существительные должны от­вечать на вопрос (ЧЕМУ?) и употребляться только в дательном падеже. В данных предложени­ях после предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки» употреблена форма родительного па­дежа, что не соответствует грамматическим нормам современного русского языка. Правильным будет следующее построение этих предложений:

Настоящий успех может быть достигнут только благодаря (ЧЕМУ?) настойчивости, целеустремленности и глубоким знаниям человека.

Согласно (ЧЕМУ?) сложившимся на флоте традициям, переход через экватор считал­ся знаменательным событием.

Работу на проливе решено было вести, вопреки (ЧЕМУ?) установившимся правилам, не летом, а зимой.

Запомните: 1) предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным паде­жом (а не с родительным!): поступать (благодаря чему?) благодаря твоему совету, действовать (согласно чему?) согласно указаниям друга, прийти (вопреки чему?) вопреки моему желанию.

2) предлог благодаря употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Поэтому неудачными следует считать обороты с этим предлогом в сочетании с чем-то отрицательным: «Благодаря крушению поезда люди пострадали».

Б) Непроизводный предлог «по» в значении «после чего-либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа:

НЕПРАВИЛЬНО ПОСТРОЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо.

По приезду в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых.

По завершению строительства рабочие оставили на объекте ибеачъный порядок.

По окончанию курсов английского языка я получил сертификат.

В этих предложениях предлог «по» имеет значение «после чего — либо», поэтому слово,

стоящее у него, необходимо было употребить в форме предложного. — не дательного падежа: по прибытии в Москву (= после прибытия в Москву), по приезде в Beнецию ( = после приезда в Ве­нецию), по завершении строительства (= после завершения строительства). по окончании кур­сов (= после окончания). Правильным будет следующее построение этих предложений:

 

По прибытиИ в Москву он почувствовал себя плохо. По приездЕ в Венецию я сразу посетил  нескольких своих давних знакомых. По завершениИ строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок. По окончаниИ курсов английского языка я получил сертификат.

Запомните: по прибытиИ (= после прибытия), по приездЕ (= после приезда), по заверше- ниИ (= после завершения), по окончаниИ (= после окончания).

5.Неправильное построение предложений с двойными союзами «не только… , но и…», рал…, так и…»:

Части двойных союзов «не только …, но и …»; «как …, так и…» являются постоянны- ■. Нельзя заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных сою- в <<не только а также …» (вместо «не только…, но и…»), «как …, а также …» (вместо • шк …, так и…»):

Неправильно построенные предложения:

  • Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
  • Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из офици­альных, а также из неофициальных источников.

В данных предложениях использованы неправильные пары двойных союзов. Союзов «не только …, а также …», «как …, а также …» в русском языке нет.

Правильными будут следующие варианты построения этих предложений:

  • Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику.
  • Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из офици­альных, так и из неофициальных источников.

6.Неправильное построение предложений при цитировании:

Недопустимо, чтобы при использовании цитат в качестве придаточных изъяснительных предложений в них употреблялось личное местоимение «Я»:

В своих воспоминаниях Короленко писал, что  всегда «я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

Правильный вариант построения этого предложения: Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

7. Неправильное построение сложноподчиненных предложений, начинающихся со слов  кто…», «все, кто…».

В сложноподчиненных предложениях, построенных по модели «те, кто…», «все, кто …», при подлежащем кто глагол-сказуемое ставится в единственном числе, а при те (все) — во мно жественном.

НЕПРАВИЛЬНО ПОСТРОЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

  • Те, кто бывал в Кижах, видел, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного.
  • Все, кто бывали на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.

В первом предложении подлежащее «те» требует глагол-сказуемое в форме множест­венного числа «видели». Во втором примере подлежащее «кто» должно употребляться с гла- голом-сказуемым в форме единственного числа «бывал». Следовательно, правильный вариант т. роения этих предложений таков: Те. кто бывал в Кижах, видели, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного. Все, кто бывал на Белом море,  на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.

Один комментарий на “Задание А 5”

Оставить комментарий