Двойная роль букв е, ё, ю, я
Автор: admin, 25 Ноя 2014
Тема: Двойная роль букв е, ё, ю, я
Цели: дать понятие о двойной роли букв е, ё, ю, я; учить выполнять фонетический разбор слов с буквами е, ё, ю, я; называть звуки, обозначаемые этими буквами.
Ход урока
- Проверка домашнего задания.
- Фронтальный опрос.
— В каких случаях мягкий знак для обозначения мягкости согласных пишется?
— В каких случаях мягкий знак для обозначения мягкости согласных не пишется?
- Мягкость какого согласного звука всегда обозначается мягким знаком?
- В чем особенность произношения слов: что, чтобы, конечно, скучный, пустячный, скворечник, яичница?(Учитель пишетслова заранее на доске.)
- Правильность выполнения упражнения 300.
- Повторение пройденного материала.
- Проверочный диктант (упражнение 302).
- Как подведение итогов — запишите на доске и в тетрадях «рифмованное» правило-шутку.
Мощный каменщик зимой
Нянчил дочку в час ночной.
— Спи, дочурочка, в тиши,
Мягкий знак тут не пиши!
чн, нч, щн, нщ, чк, рщ
III. Объяснение нового материала.
- Вступительная беседа, в ходе которой оформляется приводимая ниже табличка.
Гласные буквы | а | и | О | у | ы | э | е | ё | ю | я |
Гласные звуки | а | и | О | у | ы | э | — | — | — | — |
- Сколько гласных букв в русском алфавите?
- Сколько гласных звуков в нашей речи?
Итак, гласных звуков в нашем языке шесть, а букв для обозначения гласных звуков — десять. Эта разница объясняется тем, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать и по два звука, и по одному.
- Устные наблюдения.
- Какие звуки слышатся в начале слов: ель, ёрш, юла, Яша?
- Работа по таблице (объяснение теоретического материала с помощью таблицы).
Двойная | роль букв е, ё, ю, я |
Обозначают один звук | Обозначают два звука |
е ё ю я
[‘э] [‘о] [‘у] [‘а] |
е ё ю я [й’э] [й’о] [й’у] [й’а] |
после мягких
согласных |
1) в начале слова |
лес, м мёд, люк, мята
[л’ас] [m’qtJ [л’ук] [м’ата] |
ель, ёрш, юла, Яша
[й’эл’] [ й’орш] [й’ула] [й’аша] |
2) после гласных | |
боец, приём, союз, маяк
[бай’эц] [пр’ий’ом] [сай’ус] [май’ак]; |
|
3) после разделительных ь и ъ | |
съезд, объём, выога, бурьян
[с’й’эст] [аб’й’ом] [в’й’уга] [бур’й’ан]_ан |
- И з у ч е н и е материала учебника.
- Наблюдения (с. 119-120).
- Т р е н и р о в о ч н ы е упражнения.
- Упражнение 304 (устно).
- Упражнение 305 (устно).
- Упражнение 306 (письменно).
- Отработка навыка правильного произношения (орфоэпическая норма).
Орфоэпический диктант (см. толкование слов кашне, партер).
Ателье, кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе.
- Упражнение 307 (письменно). «Азбука вежливости».
Составьте и запишите три предложения с обращением, используя любые из данных слов и слово « пожалуйста».
- Орфограмма «Разделительные ъ и ь».
Выпишите слова в два столбика, объясните орфограмму № 6 (с. 22).
Под..езд, вороб..и, п..еса, об..явление, с..ёмка, руx..и, бар..ер.
- Итоги урока.
Сообщение «Двойная роль букв е, ё, ю, я» (по таблице).
Домашнее задание: 1) запомнить материал в таблице, повторить орфограмму № 6 (с. 22); 2) упражнение 308.
Комментарии
Ваш отзыв
Обратите внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.