postheadericon Двойная роль букв е, ё, ю, я

Тема: Двойная роль букв е, ё, ю, я

Цели: дать понятие о двойной роли букв е, ё, ю, я; учить выполнять фонетический разбор слов с буквами е, ё, ю, я; называть звуки, обозначаемые этими буквами.

                                                           Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Фронтальный опрос.

      —  В каких случаях мягкий знак для обозначения мягкости согласных пишется?

—   В каких случаях мягкий знак для обозначения мягкости согласных не пишется?

  • Мягкость какого согласного звука всегда обозначается мягким знаком?
  • В чем особенность произношения слов: что, чтобы, конечно, скучный, пустячный, скворечник, яичница?(Учитель пишетслова заранее на доске.)
  1. Правильность выполнения упражнения 300.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Проверочный диктант (упражнение 302).
  4. Как подведение итогов — запишите на доске и в тетрадях «рифмованное» правило-шутку.

Мощный каменщик зимой

Нянчил дочку в час ночной.

— Спи, дочурочка, в тиши,

Мягкий знак тут не пиши!

чн, нч, щн, нщ, чк, рщ

 

III. Объяснение нового материала.

  1. Вступительная беседа, в ходе которой оформляется приводимая ниже табличка.
Гласные буквы а и О у ы э е ё ю я
Гласные звуки а и О у ы э
  • Сколько гласных букв в русском алфавите?

 

  • Сколько гласных звуков в нашей речи?

 

Итак, гласных звуков в нашем языке шесть, а букв для обо­значения гласных звуков — десять. Эта разница объясняется тем, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать и по два звука, и по одному.

  1. Устные наблюдения.
  • Какие звуки слышатся в начале слов: ель, ёрш, юла, Яша?
  1. Работа по таблице (объяснение теоретического ма­териала с помощью таблицы).
Двойная роль букв е, ё, ю, я
Обозначают один звук Обозначают два звука
      е   ё   ю   я

[‘э] [‘о] [‘у] [‘а]

   е ё ю я [й’э] [й’о] [й’у] [й’а]
после мягких

согласных

  1) в начале слова
лес, м   мёд,   люк, мята

[л’ас] [m’qtJ [л’ук] [м’ата]

ель, ёрш, юла, Яша

[й’эл’] [ й’орш] [й’ула] [й’аша]

  2) после гласных
боец, приём, союз, маяк

[бай’эц] [пр’ий’ом] [сай’ус] [май’ак];

  3) после разделительных ь и ъ
 съезд, объём, выога, бурьян

[с’й’эст] [аб’й’ом] [в’й’уга] [бур’й’ан]_ан

 

  1. И з у ч е н и е материала учебника.
  • Наблюдения (с. 119-120).
  1. Т р е н и р о в о ч н ы е упражнения.
  • Упражнение 304 (устно).
  • Упражнение 305 (устно).
  • Упражнение 306 (письменно).
  • Отработка навыка правильного произношения (орфоэпи­ческая норма).

Орфоэпический диктант (см. толкование слов каш­не, партер).

Ателье, кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе.

  • Упражнение 307 (письменно). «Азбука вежливости».

Составьте и запишите три предложения с обращением, ис­пользуя любые из данных слов и слово « пожалуйста».

  1. Орфограмма «Разделительные ъ и ь».

Выпишите слова в два столбика, объясните орфограмму № 6 (с. 22).

 

Под..езд, вороб..и, п..еса, об..явление, с..ёмка, руx..и, бар..ер.

 

  1. Итоги урока.

Сообщение «Двойная роль букв е, ё, ю, я» (по таблице).

Домашнее задание: 1) запомнить материал в таблице, по­вторить орфограмму № 6 (с. 22); 2) упражнение 308.

Оставить комментарий