postheadericon Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Тема: ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ С ПОМОЩЬЮ МЯГКОГО ЗНАКА

Цели: систематизировать случаи использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных; познакомить с правилом написания буквосочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ; учить выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласного на письме.

Ход урока

  1. Словарная работа.

Слова с корнем -метр- (мера длины).

Сантимeтp, километр, миллиметр, дециметр.

Портфель — «порто» — носить + «фель» — листы бумаги :лат., фр.).

  1. Объяснение материала с использованием таблицы, оформление на доске.

 


 

 

на конце слова (кроме шипящих)

 

в середине слова после л и после н перед ш

 

в середине сло­ва перед бук­вами к, б, м, г

Во всех ос­тальных случа­ях буква 6 для обозначения мягкости не пишется

 

 

богатырь
кольчуга

уменьшить

коньки

письмо

 

бантик

 

 

 

Примечание. Запоминание букв к, 6, м, г облегчает вспомогательный прием. В предложении «Какая бумага?» все согласные как раз те, перед которыми пишется мягкий знак.

  1. Предупредительный словарный диктант (заполнение схемы на доске).

Апельсин, просьба, винтик, письмо, правильный, письменный, ветви, лентяй, насквозь, деньги, раньше, червячки, портфель, окончание, сельдь, польза, меньше, тень, боль, хвостик, дождь.

Слова без мягкого знака в середине слова (для запоминания):

Хвостик, бантик, сорви, зонтик, крестик, мостик, листик, гвоздик.

Написание чк, чн, нч, нщ, рщ без ь.

1.*(с. 117, параграф 59).

  1. Орфограммы № 9, 2 (с. 117-118).
  2. Тренировочные упражнения 296, 297, 298.
  3. Особенность произношения (орфоэпическая норма).

Упражнение 301 (слова на полях).

Произношение [шт], [шн] вместо ч.

  1. Итоги урока.

Домашнее задание: 1) выучить правила (с. 117-118; таблица (см. начало урока); 2) упражнение 300 (письменно), упражнение 302 (устно).

 

 

Оставить комментарий