postheadericon Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

 

 

Тема: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

Цели: познакомить учащихся с правилами написания н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных; формировать навык написания –н- и –нн- в причастиях и прилагательных.

                           Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Комментированное списывание с доски с указанием способа проверки орфограммы ( по цепочке).

Застрел..нный в упор; взволнов..нным голосом; рекомендов..нная литература; запломбированный зуб (обратить внимание на поста­новку ударения)’, посвящ..нная матери книга; раекро..нный матери­ал; развеш..нное белье; слыш..нная когда-то сказка; купл..нная в магазине вещь; располож..нные рядом дома; избр..нный президент; озар..нный мечтой; изобрет..нный прибор; прослуш..нный курс лекций.

 

  1. Беседа с классом по вопросам:
  • В какой части речи была пропущена орфограмма?
  • Что такое причастие?
  • Почему причастие является отглагольной формой?
  • В чем сходятся и в чем различны глагол и причастие?
  • Прилагательные и причастия?

-Чем отличаются действительные причастия от страдатель­ных?

  • Какие причастия не образуются от глаголов совершенного вида?

(Действительные причастия настоящего времени; страда­тельные причастия настоящего времени.)

  • От каких глаголов нельзя образовать страдательные причас­тия?
  • Что называется причастным оборотом? Как он выделяется на письме?
  • Расскажите о правописании нигав прилагательных, образо­ванных от существительных.
  • Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?
  1. Анализ таблицы (на доске):
Причастие Отглагольное прилагательное
  1. Обозначает время. Образуется от глагола:

рассеянные ветром тучи (рассе­ять)

  1. Может иметь приставки: позолоченный рожок
  2. Может иметь зависимые (пояс­нительные) слова:

раненный в руку

  1. Заменяется придаточным опре­делительным: тучи, которые рас­сеял ветер
  2. Обозначает постоянный при­знак. Образуется от причастия:
рассеянный (невнимательный) человек

  1. Часто не имеет приставок: золоченое кольцо
  2. Не имеет пояснительных слов: раненый солдат
  3. Заменяется синонимом: рассе­янный — невнимательный

 

III. Сообщение темы и цели урока.

1.Составление таблицы (на доске и в тетрадях).

Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных

нн Н
  1. Если есть приставка, кроме не-: поношенный (костюм) подержанные (книги) умеренный (климат) отвлеченное (изложение) доверенное (лицо)

Иски

смыии названг посажё

  1. В отглагольных прилагатель­ных, образованных от бесприста­вочных глаголов несов, вида: правленый (текст), мощеный (тротуар), мороженое (мясо) топленое (масло), непрошеный (гость)

Искл.: смышленый (мальчик), названый (брат),

посажёный (отец)

  1. В отглагольных прилагательных на -ованный, -ёванный:

балованный (ребенок) организованный (ученик) корчёванный (пень)

Искл.: кованый, жёваный

же

  1. В кратких причастиях: назван в честь,

воспитана в лучших традициях

 

3.В немногих прилагательных,

Образованных от бесприставочных

глаголов несовершенного вида

(иногда с приставкой НЕ-):

желанный

священный

нежданный

невиданный

нечаянный

  1. Если при причастии есть зави­симые слова:

крашенная масляной краской

  1. Если причастие образовано от

глагола совершенного вида без

приставки: лишенный, купленный

 

 

лишенный

купленный

 

 

  • Слова-исключения взять в рамку.

2.Разбор примеров:

жарить — жареная рыба; рыба пожарена; нежареная рыба, жа­ренная хозяйкой.

  1. Закрепление.

 

1.Выполнение      упражнения 114.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, устно объясняя усло­вия выбора изучаемой орфограммы (по цепочке).

 

2.Прочитайте и определите, к какому типу речи относится текст. Мотивируйте свой ответ. Перепишите, расставляя пропу­щенные знаки препинания; обозначьте суффиксы в страдательных причастиях и в прилагательных, в которых были пропущены буквы.

  • Иногда я заставал его [Карла Ивановича] и в такие минуты, когда он (не) читал; очки спускались ниже на большом орли..ом носу голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особе..ым выр..жением а губы грустно улыбались. В комнате тихо; только слышно его равномерное ды­хание и бой часов с егерем. На другой стене в..сели ландкарты все почти изорва..ые но искусно подклее..ые рукою Карла Ивановича. На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны в..сели две линейки: одна изрез..ная, наша, другая нове..кая, собстве..ая, употреб­ляемая им более для поощрения, чем для линования, с другой — черная доска.
  • В середине комн..ты стоял стол покрытый оборв..ой черной клеен­кой, из-под которой во многих местах виднелись края изрез..ные перочи..ыми ножами. Кругом стола было несколько некраш..ных но от долгого употребления залакиров..ных т..буретов. последняя стена была зан..та тремя окошками. Вот какой вид был из них: прямо под окнами — дорога, на которой каждая выб..ина каждый каменш..к каждая колея давно зн..комы и милы мне; за дорогой — стриж..ная липовая ал..ея, из-за кото­рой кое-где виднеется плет..ный ч.стокол; через ал..ею вид..н и луг.

(По Л.Н. Толстому, «Детство».)

(Можно, прокомментировав орфограммы I абзаца, списать только II абзац.)

  1. Подведение итогов урока.

 

  • Что нового узнали на уроке?
  • Расскажите о правописании ни ннв причастиях и отглаголь­ных прилагательных.

Домашнее задание: упражнения 115, 117; выучить правило (таблицы в тетради); § 21 (с. 56-57).

 

Оставить комментарий